Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

Содержание
  1. Закон о стимулирующих выплатах в рамках новой системы оплаты труда педагогических работников
  2. Законодательное обоснование
  3. Какие выплаты запланированы
  4. Положение о стимулирующих выплатах
  5. Оценочный лист
  6. Условия получения надбавок
  7. Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок
  8. Стимулирующие выплаты
  9. Кем устанавливаются стимулирующие выплаты?
  10. Стимулирующие выплаты медработникам и учителям
  11. Стимулирующие выплаты государственным служащим
  12. Пример по стимулирующим выплатам
  13. Заключение
  14. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по стимулирующим выплатам
  15. Вам будут полезны следующие статьи
  16. Стимулирующие выплаты по ТК РФ – в бюджетных и внебюджетных организациях
  17. Что такое стимулирующие выплаты по ТК РФ – законы и нормативы
  18. Виды стимулирующих выплат
  19. Как назначить стимулирующие выплаты – порядок действий и пошаговая инструкция
  20. Стимулирующие выплаты и отдельные нюансы их начисления
  21. Особенности назначение стимулирующих выплат в бюджетном учреждении
  22. Стимулирующие выплаты учителям: критерии выплат работникам школы
  23. Что такое стимулирующие выплаты для учителей
  24. Правовые основы стимулирующих выплат для педагогов
  25. Критерии для назначения выплат
  26. Размер выплат
  27. Порядок назначения и расчета

Закон о стимулирующих выплатах в рамках новой системы оплаты труда педагогических работников

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

Найм Труда > Выплаты работникам > Закон о стимулирующих выплатах педагогическим работникам: оценочный лист, условия получения

В 2008 году в системе образования произошли изменения, утвержденные Госдумой. Вопрос касается рекомендованных обновлений в сфере оплаты труда. Специальная комиссия рассмотрела порядок регулирования трудовых и социальных отношений. О том, как будет осуществляться реализация закона о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, говорится в статье.

Законодательное обоснование

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2018 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).

Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.

Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Какие выплаты запланированы

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Положение о стимулирующих выплатах

Положение о стимулировании утверждает директор школы

Основанием для материального стимулирования работников просвещения является законодательство о труде или коллективный договор с работодателем. Разработанное Положение об особых коэффициентах в целях стимулирования педагогов к повышению качества обучения представляет собой локальный нормативный документ школы, в котором изложены:

  • условия и порядок распределения доплат;
  • учет надбавок к зарплате с целью заинтересованности педагогов;
  • условия реализации первоочередных задач развития, модернизации образования в РФ.

Результаты педагогической работы оплачиваются из ФОТ, конкретнее, его стимулирующей части за индивидуальную результативную работу с учащимися, качество обучения по предметам, внеурочную деятельность, поощрение по итогам работы.

При выплатах в стимулирующую часть включаются обязанности учителя, ранее не регламентируемые (собеседование с родителями учащихся с документальным оформлением бесед, проверка работ учеников, руководство кабинетом и др.). Надбавки входят в зарплату в случаях, оговоренных в законодательстве, но не представляют базовую долю заработной платы школьных учителей.

Относительно размера оплаты руководителей учебного учреждения предусмотрен предел в размере, не превышающем среднюю сумму зарплаты сотрудников. В Положении отмечено, что каждому педагогическому работнику учебного учреждения дано право на получение доплат к окладу за профессиональную квалификацию, нововведения, инициативу.

Оценка трудовой деятельности педагогического коллектива согласно Положению производится экспертной группой в составе административного представителя, члена профессионального комитета и специалиста предметника (в составе может быть больше трех человек). Учителя подают на заседание Совета школы папку документов (портфолио) с результатами работы. На основании оценочной работы экспертной группы издается приказ директора школы.

Положение о стимулировании утверждает директор школы, документ согласовывается с управляющим органом, который осуществляет государственно-общественный характер руководства школой — советом школы и выборным профкомом.

Совет школы выполняет функции общественного контроля соблюдения порядка по установке, перечню и размерам стимулирующих надбавок. Педагог на протяжении учебного года ведет самоанализ своей практики сообразно тем критериям, которые утверждены в Положении. С помощью мониторинга результатов подтверждается качественная сторона педагогической деятельности.

Система поощрений побуждает к действию. Определить сумму мотивированной доплаты можно путем нахождения суммы баллов. Из СФОТ (стимулирующей части фонда) находится стоимость 1 балла, в итоге становится известна сумма поощрения, для каждого учителя она индивидуальна. Такие выплаты педагогу начисляются ежемесячно на протяжении всего года обучения.

Оценочный лист

Оценочный лист позволяет рассчитать зарплату учителя

Оценочный лист является документом, позволяющим рассчитать доплату учителю. Это самостоятельный анализ, самооценка педагогом своей работы. Для оценки рассматриваются различные показатели педагогического труда:

  • данные о переподготовке на курсах или заочном обучении и др.;
  • повышение квалификации в новом формате дистанционных КПК;
  • в какой мере используются Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • участие в подготовке классов к тестированию ГИА, ЕГЭ;
  • оценка качества знаний учащихся по результатам всевозможных контрольных работ, мониторингов (учитывается успеваемость учеников и качество работы);
  • исследуются достижения в учебе с учетом участия каждого ученика по разным учебным предметам в районных и республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских работах в школе и число победителей данных мероприятий;
  • анализируются результаты участия школьников в районных соревнованиях (количество призовых мест) и конкурсах (командная подготовка, персональная подготовка каждого участника);
  • рассматривается итог работы с каждым участником отдельно в игровых конкурсах для школьников 2–10 классов (условия, формат и результаты конкурса, статистические данные о тестировании, участие в интернет-проектах);
  • подготовка и участие в состязаниях (число победителей, призеров и дипломантов);
  • разбор и анализ каждого отдельного мероприятия, проведенного в рамках предметных внеклассных мероприятий;
  • оценивается качество работы по четвертным итогам успеваемости.

Оценивается и творческая деятельность педагога, его участие в общешкольных творческих мероприятиях. Отмечаются выступления учителя на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, расположение на сайте школы собственного опыта работы.

Указывается, как педагог участвовал в создании учебных пособий. В самоанализ входят действия претендента в сфере инновационных технологий, его влияние на создание социально значимых проектов.

Немаловажное значение имеет личное участие учителя в формировании благоприятного психологического климата в коллективе школьников, отсутствие жалоб на него и наличие поощрений со стороны административных органов (с приложением копий документов). В качестве обобщения указываются материалы, опубликованные в методической литературе, педагогических изданиях, презентации личного профессионального мастерства.

Важно! Благодаря заинтересованности педагогов в школьную программу внедряются новые методы донесения информации, восприятие ее учениками.

Работу с оценочным листом завершает экспертная комиссия. Подсчитывается общая сумма баллов. Указывается состав группы экспертов. Подписывается владельцем портфолио.

Условия получения надбавок

Принципы оценки достижений педагогов

В действующем ТК РФ и школьном уставе рассматривается вопрос о вознаграждении педагогов. В уставе прописываются все выплаты учителям. Чтобы установить стимулирующие надбавки за учебный период, разработаны оценочные критерии педагогической работы:

  • плата за рабочий стаж;
  • за профессионализм, уровень квалификации;
  • за успешность учебного дела;
  • надбавка за результативность, яркость деятельности;
  • премиальные доплаты и другие выплаты.

Надбавки доплачиваются к окладу. Средства из бюджета страны разделяются между педагогическим контингентом пропорционально деятельности и стажа. Это мера государственной поддержки приличного уровня зарплаты учителей, вознаграждение и стимулирование, мотивация активности, заинтересованности в активных обучающих действиях.

Но получение поощрительной доплаты следует за подтверждением педагогом своей профессиональной пригодности, выраженной в успеваемости учащихся, итогах работы за год. Принципиальный подход к оценке достижений претендентов на доплаты выражается:

  • в единстве подхода к методам оценивания;
  • подлинность данных, используемых при оценочных действиях;
  • строгое выдерживание нравственных норм, моральных принципов во время сбора информации и дальнейшего анализа.

Порядок начисления и выплаты стимулирующих надбавок

По школе издается приказ о создании комиссии, осуществляющей исследование, обсуждение поступивших материалов от учителей, итогов мониторинга профдеятельности специалистов и принятие решений о равноценности, целесообразности вознаграждения.

Каждый параметр соответствует определенному максимуму баллов. Комиссия по итогам рассмотрения документов оформляет оценочный лист, утверждает на заседании.

В случае несогласия претендента с оценкой комиссии он имеет право обжаловать оценочный документ. Поводом для пересмотра является нарушение методов мониторинга, повлекших необъективное заключение о качестве профессиональных действий.

Согласованный оценочный лист комиссия вносит в протокол о денежных доплатах, который подписывает председатель и члены рабочего совета. На основании удостоверенных документов издается приказ по учреждению за полугодие по персональным поощрениям, которые выплачиваются вместе с зарплатой ежемесячно.

Чтобы определить размер стимулирующих доплат персонально каждому учителю, расчет ведется следующим образом:

  • подсчитывается количество баллов каждого педагога за проработанный период, накопленных в ходе мониторинга;
  • находится общее число (сумма) очков всех претендентов;
  • определяется стоимость балла (в рублях) путем деления стимулирующей доли ФОТ на общее число очков;
  • размер поощрения находится умножением денежной стоимости на количество очков каждого преподавателя.

Порядок начисления стимулирующих выплат

Выплаты осуществляются в соответствии с внутренним распределением согласно уставу учебного заведения, где имеется информация о налоговых вычетах с зарплаты и премиальной части.

Относительно сельских школ существует такое же финансирование для поощрительных доплат педагогам. Фонд выделяется из бюджетной части сельского поселения.

При поступлении денежных средств непосредственно на баланс школы руководитель занимается распределением надбавки между педагогами. В случае обнаружения нерационального использования денег на поощрительные доплаты из бюджета района педколлектив может обращаться в Министерство образования с вопросом об урегулировании нарушения.

Целью социальных поощрений для педагогических кадров является активизация их, побуждение к повышению уровня знаний, интереса к учебе своих учеников. К тому же эта мера позволяет надеяться не на малый оклад, а на хорошую достойную зарплату.

Педагоги, работающие в детских садах или в младших классах и подготовительных группах, также могут получать дополнительные выплаты как вознаграждение. Право на получение денежных доплат предоставляется по итогам проводимых детских мероприятий, по количеству организованных кружков для детей, по занятости учителя на факультативах, в разработке программ обучения.

О законодательстве в области образования и науки смотрите это видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/vyplaty/zakon-o-stimuliruyushhih-vyplatah-pedagogicheskim-rabotnikam.html

Стимулирующие выплаты

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

При ведении трудовой деятельности гражданин может получать определенные стимулирующие выплаты:

Премии предусматриваются системой оплаты труда или выплачиваются в виде единовременного поощрения сотрудников. Если премии являются составной частью заработка, то работодатель с учетом мнения профсоюзной организации издает локальный акт.

В документе указывается, кто имеет право на премии, с какой периодичностью они выплачиваются, основания для их перечисления, размер (обычно в процентном соотношении от оклада или среднего заработка). При возникновении споров касательно данного вида премий их рассмотрением занимается суд и трудовые инспекции.

Единовременная выплата премии производится с поощрительной целью. Ее размер не регламентируется и устанавливается работодателем. Выплата такого поощрения производится по усмотрению руководства.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам. Позвоните прямо сейчас по телефону: +7 (499) 455-02-67 в Москве, +7 (812) 317-18-65 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!

Дополнением к системе оплаты труда являются вознаграждения. Условия их получения и порядок выплаты устанавливают локальные акты, действующие в организации. Дополнительные средства предоставляются сотрудникам, выполнявшим свои трудовые обязанности на предприятии в течение года, или при меньшем сроке работы по веским основаниям.

При достижении определенной выслуги лет работник может получить дополнительное вознаграждение в виде разового или ежемесячного перечисления.

  • Стимулирующие надбавки и доплаты.

Перечисление надбавки не требует принятия специального акта. Для этого достаточно издать приказ или распоряжение.

Определенные надбавки и доплаты предусмотрены законодательством:

  1. при наличии звания, ранга, ученой степени или категории;
  2. в зависимости от должности (за выслугу лет, профессорам вузов и др.);
  3. за вредные, тяжелые или опасные для здоровья условия труда;
  4. при трудовой деятельности в суровом климате;
  5. за работу в ночное время;
  6. если деятельность требует от работника серьезных знаний и навыков;
  7. при совмещении должностей.

Дополнительные надбавки устанавливаются по усмотрению работодателя:

  • за профессионализм;
  • при наличии высоких достижений.

Кем устанавливаются стимулирующие выплаты?

Обязанность производить стимулирующие выплаты закреплена в Трудовом Кодексе и других законодательных актах (Постановления Правительства, Указы Президента, федеральные и региональные законы).

Размер выплат может устанавливаться в процентном соотношении от оклада работника. В ряде случае выплата имеет фиксированную величину. Величина премий зависит от характера деятельности сотрудника, достижения определенных успехов и других критериев.

Условия и порядок получения дополнительной выплаты указываются в трудовом или коллективном договоре. Каждый работник должен быть ознакомлен с порядком назначения премий и других подобных выплат.

Стимулирующие выплаты медработникам и учителям

Выплаты стимулирующего характера учителям производятся на следующих основаниях:

  • работа с начальными классами;
  • повышение квалификации каждые три года;
  • работа с учениками вне основного учебного процесса;
  • разработка методик и планов по обучению детей;
  • организация кружков или секций дополнительного образования;
  • подготовка дошкольников;
  • использование методик для повышения успеваемости учеников;
  • подготовка учеников к экзаменам.

Выплата дополнительных средств осуществляется на базе установленных показателей. Каждый преподаватель имеет оценочный лист, где анализируется его деятельность. В зависимости от количества набранных баллов рассчитывается размер доплаты.

Стоимость балла устанавливается каждым учреждением самостоятельно. Выплаты производятся за год, четверть или месяц.

Получить доплату учителя могут при выполнении сверхурочной работы, обучение ребенка на дому, проверку письменных домашних заданий, классное руководство, заведование кабинетами, а также при наличии определенной выслуги лет.

Установление стимулирующих выплат медицинским работникам производится при следующих обстоятельствах:

  • положительные результаты трудовой деятельности;
  • высокое качество работы;
  • премии за определенные достижения.

При начислении дополнительных средств учитываются следующие критерии:

  1. число заболеваний, выявленных на ранних стадиях;
  2. число заболеваний, диагностированных на поздних стадиях, когда имеется необходимость срочного лечения;
  3. несоответствие диагнозов в клиническом и стационарном заключении;
  4. появление осложнений в процессе лечения пациентов;
  5. наличие жалоб от пациентов;
  6. оформление документов.

Величина поощрительных выплат медработникам зависит от среднего заработка, выполненного объема работы и ее качества. Решение о начислении надбавок принимает комиссия, в состав которой входит медсестра, заведующий отделением и глава профкома. Премии начисляются ежемесячно из бюджетных средств, которые получает медицинская организация.

Порядок получения выплаты устанавливается внутренними документами. В каждом учреждении имеется положение о стимулирующих выплатах, где указывается источник финансирования для выплат, порядок распределения бюджетных средств, критерии оценки деятельности работников.

Стимулирующие выплаты государственным служащим

Выплаты сотрудникам государственных органов прописаны в ФЗ №79 от 27.05.2003, который регламентирует нормы гражданской службы. Согласно статье 50 закона, данная категория граждан имеет право на следующие поощрения:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия прохождения службы;
  • при выполнении важных или сложных заданий;
  • ежемесячное поощрение;
  • разовая выплата при уходе в отпуск и материальная помощь.

Надбавка за выслугу лет устанавливается в зависимости от оклада:

  1. при сроке службы 1-5 лет – 10%;
  2. 5-10 лет – 15%;
  3. 10-15 лет – 20%;
  4. более 15 лет – 30%.

Размер стимулирующих выплат других видов также рассчитывается в процентном соотношении от должностного оклада:

  • за особые условия службы – от 60 до 200%;
  • при работе с секретными сведениями – от 5 до 75%.

Выплата поощрений производится в конце месяца, квартала или другого периода. Точные сроки перечислений указаны в положении о премировании, действующем в определенном ведомстве.

Пример по стимулирующим выплатам

Сидоров Андрей Петрович является главным специалистом-экспертом Министерства здравоохранения. Его должностной оклад составляет 7500 руб. Опыт работы сотрудника ведомства составляет 16 лет.

Сидоров А.П. имеет право на следующие виды надбавок:

  • ежемесячное поощрение в размере 2,5 должностного оклада: 2,5 * 5100 руб. = 18750 руб.;
  • ежемесячная доплата величиной 70% за особые условия службы: 5100 руб.* 70% = 5250 руб.;
  • за выслугу лет: 5100 руб.* 30% = 2250 руб.;
  • 10% за работу с секретными сведениями: 5100 руб. * 10% = 750 руб.

Итоговый расчет выплат осуществляется следующим образом:

18750 + 5250 + 2250 + 750 = 27000 руб.

Заключение

  1. В особых случаях работники могут получать выплаты стимулирующего характера.
  2. Перечисление премии производится согласно системе оплаты труда или по инициативе работодателя.
  3. По итогам года работы сотрудники могут получать вознаграждения.
  4. Надбавки и доплаты полагаются работникам по законодательству или усмотрению работодателя.
  5. Условия выплаты премий прописаны во внутренних документах организации.
  6. Оценка деятельности учителей производится по балльной системе.
  7. В зависимости от количества полученных баллов и их стоимости педагогам устанавливается размер доплаты.
  8. Надбавки медицинским работникам производятся согласно актам внутреннего распорядка.
  9. Государственные служащие получают надбавки при наличии выслуги лет или работе в особых условиях.
  10. Выплата премий работникам бюджетных сфер производится за счет распределения выделяемых государством средств.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по стимулирующим выплатам

Вопрос: Какие существуют стимулирующие выплаты воспитателям?

Ответ: Работникам дошкольных учреждений стимулирующие выплаты составляют 60% от премиального фонда. Оценить качество работы позволяет оценочный лист, где указаны следующие критерии:

  • посещаемость учреждения детьми;
  • разработка и внедрение обучающих программ;
  • помощь младшим воспитателям в подготовке к конкурсам или другим мероприятиям;
  • оформление буклетов, стендов и другое участие в жизни учреждения;
  • работа с семьями детей;
  • выслуга лет.

Для младших воспитателей разработаны аналогичные критерии. Дополнительно они включают пункты о бережном отношении к имуществу, уровне дисциплины и др.

Распределение средств на премии производит специальная комиссия, которая анализирует результаты работы воспитателей и определяет стоимость полученных баллов. Окончательное решение комиссии оформляется в протоколе заседания.

Вам будут полезны следующие статьи

Остались вопросы? Посмотрите ответы на наиболее популярные вопросы или задайте свой вопрос по теме стимулирующие выплаты.

Источник: http://lgoty-expert.ru/vyplaty-i-kompensacii/stimuliruyushhie-vyplaty/

Стимулирующие выплаты по ТК РФ – в бюджетных и внебюджетных организациях

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

— Организация бизнеса — Кадры — Стимулирующие выплаты

Во многих учреждениях и организациях в России стимулирующие выплаты – это весьма значимая составляющая часть заработной платы сотрудников.

Поэтому как работодателям, так и простым работникам следует знать, что же такое стимулирующие выплаты по ТК РФ, как обеспечивается их правовое регулирование, в каком порядке они могут назначаться работникам.

Кроме этого, также актуальным вопросом для многих россиян является назначение и выплата стимулирующих выплат в бюджетном учреждении ли по совмещению.

Что такое стимулирующие выплаты по ТК РФ – законы и нормативы

Правовое регулирование стимулирующих выплат обеспечивается преимущественно положениями Трудового кодекса РФ, как основного нормативного документа, регламентирующего отношения работников и работодателей. Стимулирующие выплаты по ТК РФ рассматриваются в следующих статьях означенного документа:

  • Статья 57. Означенная статья регулирует основные правовые принципы содержания трудовых договоров. В том числе и необходимость указания в данном документе принятой системы оплаты, а также различных стимулирующих выплат.
  • Статья 129. Нормативы, изложенные в её положениях, устанавливают общее понятие заработной платы в целом, а также её составные части. В частности, данной статьей определяются стимулирующие выплаты в качестве составляющей части зарплаты работников.
  • Статья 135. Она регулирует порядок установления заработных плат трудящихся в целом, а также требует фиксации порядка оплаты труда и выплаты стимулирующих выплат в локальных нормативных документах предприятия, например, в коллективном договоре, отдельных положениях и распоряжениях.
  • Статья 191. Текстом таковой статьи рассматриваются непосредственно поощрения за труд, которые могут предоставляться работодателями сотрудникам. К таковым относятся премии или же любые другие виды стимулирующих выплат.

Следует помнить, что законодательство может содержать и иные нормативы, которые могут обеспечивать правовое регулирование стимулирующих выплат в частных ситуациях. Примером таковых могут выступать документы, касающиеся деятельности бюджетных учреждений, где может быть предусмотрен отдельный порядок назначения таковых надбавок работникам за эффективную трудовую деятельность.

Нельзя путать стимулирующие и компенсационные выплаты сотрудникам. К первым относятся непосредственно вознаграждения работников за определенные трудовые успехи, в то время как компенсационные выплачиваются или определенным категориям лиц, или же при наступлении различных негативных обстоятельств.

Различие между данными видами выплат является достаточно большим, в особенности в аспекте учета налогов и расчета среднего заработка трудящихся.

Также, могут не признаваться именно стимулирующими выплатами премии и вознаграждения, выдача которых никак не связана напрямую с эффективностью деятельности сотрудникам, например – 13-я зарплата, если она выдается всем без исключения работникам предприятия.

В целом, стимулирующие выплаты являются превосходным способом повышения мотивации работников и увеличения контроля со стороны руководства. Действующее законодательство прямо запрещает выписывать работникам штрафы или снижать их оклады и тарифные ставки даже при совершении различных правонарушений. Однако закон не запрещает предполагать возможность лишения работников премий или иных вознаграждений, например, в случае совершения трудящимися определенных дисциплинарных проступков.

Виды стимулирующих выплат

Российское законодательство не обеспечивает полного и всеобъемлющего правового регулирования возможного перечня видов стимулирующих выплат. Однако в целом к таковым можно отнести следующие способы поощрения трудящихся работодателем:

  • Доплаты. К доплатам могут относиться различные виды выплат, связанные с исполнением работником дополнительных и внеплановых обязанностей. Однако следует отметить, что оплата сверхурочных, ночной работы и иных регулируемых законодательно случаев, требующих обязательного повышения размера зарплаты работников к стимулирующим выплатам не относится.
  • Надбавки стимулирующего характера. Некоторые работодатели могут устанавливать в своей системе оплаты труда механизм назначения работникам определенных надбавок к их окладам или тарифным ставкам. При этом таковые надбавки могут носить как постоянный, так и временный характер и даже возможность их снятия с работника в предусмотренных нормативными актами случаях.
  • Премии. Данный вид стимулирующих выплат является наиболее распространенным. В частности, премия может выплачиваться абсолютно за различные заслуги сотрудников.
  • Поощрения в натуральной форме. Хоть фактически данные поощрительные вознаграждения от работодателя не являются именно выплатами, поскольку не являются финансовыми, часто даже натуральные поощрения в виде продукции или услуг также относятся к стимулирующим выплатам, так как работодатель несет на их предоставление определенные расходы. В данной ситуации работодателю следует помнить, что поощрения в натуральной форме также являются частью заработной платы и в любом случае в соответствии с законодательством не могут превышать 20% от её общего размера.

Работодатели вправе самостоятельно разрабатывать иные виды и механизмы стимулирующих выплат для работников. Законодательство не содержит прямых запретов или ограничений данных действий.

Как назначить стимулирующие выплаты – порядок действий и пошаговая инструкция

Порядок назначения стимулирующих выплат достаточно хорошо рассматривается в положениях российского трудового законодательства и работодателям во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов необходимо правильно выполнить все нормативные процедуры, касающиеся данного вопроса. Поможет правильно назначить стимулирующие выплаты пошаговая инструкция – данный порядок действий является обобщенным, но может быть использован в большинстве возможных ситуаций:

  1. Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации. В обязательном порядке они должны быть отражены не только в трудовом договоре с сотрудником, но и в локальных нормативных актах организации. Исключение в данном случае составляют организации, отнесенные к микропредприятиям. Таким предпринимателям закон разрешает не принимать локальных нормативных актов вовсе, фиксируя обязательные для ведения трудовой деятельности положения лишь в трудовых договорах с каждым отдельным работником.
  2. При соблюдении условий получения стимулирующей выплаты работодатель составляет приказ о её проведении в отношении вознаграждаемых сотрудников. При этом может составляться как по отдельному приказу на каждого конкретного работника, так и один общий приказ на всю организацию – как с перечнем сотрудников, так и без него, если вознаграждаются все работники без исключения.
  3. В случае необходимости и требования сотрудника, работодатель должен ознакомить его с порядком назначения и предоставления стимулирующих выплат, с размером начисленной работнику премиальной части и иными нюансами, входящими в объемы заработной платы трудящегося.
  4. Приказ о премировании или иной стимулирующей выплате направляется в бухгалтерию для выдачи положенных средств награжденным работникам.
  5. После прохождения всех процессуальных процедур, приказ о проведении стимулирующих выплат направляется в архив предприятия, где он должен храниться в течение 75 лет.

Стимулирующие выплаты и отдельные нюансы их начисления

Действующее законодательство предусматривает запрещение дискриминации в трудовой сфере.

При этом порядок премирования работников и фактическое его воплощение также могут являться дискриминирующими факторами – в тех случаях, когда имеет место вознаграждение отдельных работников и игнорирование иных сотрудников с аналогичными или большими показателями трудовой эффективности и производительности.

Работодателю следует в обязательном порядке внимательно подойти к формированию локальных нормативных актов, в которых будет рассматриваться назначение стимулирующих выплат. Так, необходимо в обязательном порядке предусмотреть как условия вручения стимулирующих выплат, так и условия, в соответствии с которыми работник может быть лишен премии.

Хорошей подсказкой для многих работодателей является рекомендация использовать в локальных нормативных актах формулировки, подчеркивающие факт того, что любая стимулирующая выплата рассматривается работодателем отдельно в зависимости от текущей экономической и кадровой ситуации.

Это позволит снизить затраты компании в случае каких-либо проблем с ведением экономической деятельности. Если же данных нормативов локальные акты предусматривать не будут, то работодателя могут обязать в принудительном порядке выплатить работникам определенные выплаты – в том числе и по решению судебных органов.

Так как все стимулирующие выплаты законодательством рассматриваются как часть заработной платы работников, к ним в полной мере применяются нормы Налогового кодекса и иных нормативных документов, касающихся обязательных сборов и отчислений из заработной платы.

Премии облагаются страховыми взносами, НДФЛ, а также подлежат удержанию, например – для выплаты алиментов по решению суда или действующему соглашению об их уплате сотрудником.

Также многих работодателей и работников интересует возможность обеспечения стимулирующих выплат по совмещению. В данном случае законодательство никак не ограничивает работодателей и работников в возможностях использования или неприменения такого инструмента повышения мотивации трудящихся.

В любом случае, как работодателю, так  и сотруднику следует понимать, что стимулирующие выплаты в негосударственных организациях изначально являются правом, а не обязанностью работодателя. Но в то же время, работодатель должен также соблюдать и все локальные нормативные акты, принятые в организации, в том числе и в отношении начисления работникам стимулирующих выплат.

Особенности назначение стимулирующих выплат в бюджетном учреждении

Большинство вышеописанных нормативов затрагивали вопрос обеспечения стимулирующих выплат в коммерческих организациях, где руководство само имеет возможность использовать прибыль и доход предприятия в соответствии с собственными решениями. При этом в бюджетном учреждении притока средств со стороны часто может и не быть. Однако это не значит, что госслужащие не могут получать стимулирующих выплат в принципе.

Главным нормативным документом, который обеспечивает правовое регулирование стимулирующих выплат в бюджетных учреждениях, является Приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007. В частности, данный документ также устанавливает возможные основания для проведения стимулирующих выплат в отношении работников, к которым относятся:

  1. Выплаты за выслугу лет или непрерывный стаж.
  2. Выплаты за качество услуг или работ.
  3. Выплаты за результативность и интенсивность.
  4. Премии по итогам выполненной работы.

Вышеозначенный перечень подразумевает, что в бюджетных учреждениях не могут приниматься локальные нормативные акты, предполагающие иные механизмы использования стимулирующих выплат в отношении работников. При этом по каждому факту назначения стимулирующих выплат в бюджетной организации может быть проведена отдельная проверка по целевому расходованию средств. (37 голос., 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/kadry/pooshhreniya-i-vzyskaniya/stimuliruyushhie-vyplaty.html

Стимулирующие выплаты учителям: критерии выплат работникам школы

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей

Хорошее образование – фундамент надежного будущего не только ребенка, но и всего государства в целом. Основная тяжесть образовательного процесса ложится прежде всего на учителей. Чем выше профессиональный уровень педагога, тем лучше результат. С целью заинтересованности учителей в более продуктивной работе разработаны стимулирующие доплаты.

Что такое стимулирующие выплаты для учителей

Фонд оплаты труда педагогов включает базовую, компенсационную и стимулирующую части.

Базовая оплата преподавателей – это гарантированная выплата за выполненный объем работы в соответствии с квалификационной категорией работника: выработанные часы, ведение классного руководства, проверка тетрадей, поддержание кабинета и пр. Базовая часть носит фиксированный характер.

Компенсации педагогам выплачиваются за ненормированный режим работы, за труд во вредных условиях (например, учителя химии), за работу в специализированных классах, в тяжелых климатических условиях (районы Крайнего Севера и др.).

Стимулирующие выплаты – это вознаграждение работника за хорошие результаты трудовой деятельности. Размер доплат конкретному работнику периодически пересматривается в зависимости от показанных им результатов. Такая мотивация способствует снижению текучести кадров и привлечению квалифицированных специалистов.

Правовые основы стимулирующих выплат для педагогов

В соответствии с трудовым правом порядок расчета заработной платы работникам государственных и муниципальных учебных заведений закрепляется в коллективном договоре и внутренних нормативно-правовых актах в соответствии с действующим законодательством (ст. 135, 144 ТК РФ).

Система начисления стимулирующих выплат работникам образования определена методическими рекомендациями, разработанными Минобрнауки РФ. Данное положение выделяет критерии для назначения премирования работника. Основы расчета надбавок прописываются в трудовом договоре сотрудника.

ВАЖНО! Порядок начисления дополнительных выплат должен быть простым и понятным работнику.

Критерии для назначения выплат

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки выделяются следующие критерии по стимулирующим выплатам учителям:

  • стаж работы без разрывов (декретный отпуск включается в общий стаж);
  • квалификационная категория;
  • качество – показатель может оцениваться как процентное соотношение числа детей с хорошими и отличными результатами к общему числу учеников;
  • успеваемость – определяется в виде процентного соотношения числа детей с положительными, хорошими и удовлетворительными оценками к общему количеству учеников;
  • высокие показатели работы – призовые места учеников в олимпиадах, в конкурсах научно-исследовательских работ местного и государственного уровня, конференциях, высокие баллы по итоговой аттестации выпускников, министерские грамоты преподавателя и пр.;
  • интенсивность педагогической деятельности – внеклассная работа с учениками в виде походов, экскурсий, спортивных мероприятий, работа с родителями (в частности, контроль неблагополучных семей), регулярное повышения уровня квалификации посредством спецкурсов и т.д.

Первые два критерия в соответствии с методическими рекомендациями носят постоянный характер для всех работников образовательных учреждений.

Воспитатели дошкольных организаций могут рассчитывать на дополнительное вознаграждение за разработку и внедрение программ воспитания и развития ребенка, количество дополнительных занятий (кружков) и их результативность.

ВАЖНО! По инициативе директора учебного заведения могут быть назначены дополнительные критерии поощрения сотрудников. Однако показатель должен быть четким, подлежащим расчету. Например, нельзя подсчитать количественное выражение добросовестности труда.

При определении критериев мотивации работника необходимо соблюдать условия:

  • объективность – педагог должен получать объективную оценку труда;
  • своевременность – при достижении конкретного результата вознаграждение должно быть получено в ближайшее время;
  • разумность – размер увеличения заработной платы педагога должен быть адекватным проделанной работе;
  • информированность – сотрудники должны быть ознакомлены с введением нового критерия и размером выплат за его достижение индивидуально либо педагогическим коллективом в целом.

К стимулирующим выплатам могут быть отнесены разовые премии по итогам работы за учебный год.

Размер выплат

Конкретная сумма стимулирующих выплат педагогам не закреплена на законодательном уровне. Премии и поощрения финансируются в школах и садах за счет средств местного бюджета, предоставляемых в распоряжение руководства организации. На основе принятой в заведении системы оценки показателей труда денежные средства распределяются между сотрудниками.

ВАЖНО! Размер оплаты одного и того же критерия в разных учебных организациях может сильно различаться, в зависимости от имеющегося бюджета.

Порядок назначения и расчета

Порядок определения и назначения дополнительных начислений к зарплате педагога включает несколько этапов:

  1. Педагог заполняет оценочный лист – документ, в котором перечислены принятые в образовательном заведении показатели качества труда с указанием количества баллов за его достижение. Чем больше баллов в сумме получит работник, тем выше надбавка к зарплате.
  2. Созданный в учреждении совет по контролю и распределению стимулирующих выплат тщательно изучает оценочные листы сотрудников и корректирует их в случае необходимости.
  3. Баллы суммируются по всему педагогическому коллективу.
  4. Средства, предназначенные для премирования, делят на общее число баллов. Так определяется стоимость одного балла.
  5. Подсчитывается сумма премирования индивидуально для каждого педагога путем умножения стоимости балла и количества баллов в соответствии с оценочным листом.
  6. Директором издается приказ о премировании сотрудников с поименным списком и размером надбавок.

Вам может быть интересно: Какой порядок назначения льготной пенсии учителям по выслуге лет?

Периодичность пересмотра размера дополнительных начислений определяется индивидуально в каждом образовательном заведении.

Порядок назначения стимулирующих выплат для учителей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://govcare.ru/kompensatsii/stimuliruyushhie-vyplaty-uchitelyam

Домашний юрист