Признаки административного правонарушения

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

Признаки административного правонарушения

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность.

Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  1. действие или бездействие физического или юридического лица;
  2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
  3. противоправность – деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд и другое.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
  2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
  4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
  7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
  9. другие виды наказания.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Признаки административного правонарушения

Признаки административного правонарушения

  • деяние (действие/бездействие)
  • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
  • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.
  • наказуемость деяния — то есть за содеянное наступает административная ответственность.

Административныеправонарушения отличаютсяот преступлений тем,что их совершение не наносит существенноговреда обществу,они не обладают признаком общественнойопасности в том смысле, которыйвкладывается в это понятие уголовнымзаконодательством.Некоторые деяния (например, хищение или нарушениеавторских прав)могут признаваться как правонарушением,так и преступлением в зависимости отстепени причинённого вреда или другихобстоятельств.

Состав административного правонарушения

Каки составпреступления,состав административного правонарушенияобразуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершениеадминистративного правонарушенияслужит основанием для применения особыхмер ответственности: административногонаказания.Основной формой такого наказанияявляется штраф,но могут предусматриваться и иныемеры:предупреждение, лишениеспециального права (например,права управления транспортным средством),приостановление деятельностиорганизации, административныйарест идругие.

Административное расследование

Вслучаях когда после выявленияадминистративного правонарушениявозникает потребность в осуществленииэкспертизы или иных процессуальныхдействий, требующих значительныхвременных затрат, проводитсяадминистративное расследование(например, правонарушения в областиантимонопольного законодательства,налогов и сборов, таможенного дела,дорожного движения и т. п.), являющеесясамостоятельной стадией производства.Решение о возбуждении дела обадминистративном правонарушении ипроведении административного расследованияпринимается должностным лицом,уполномоченным в соответствии с КоАПРФ составлять протокол об административномправонарушении, в виде определения, апрокурором в виде постановлениянемедленно после выявления фактасовершения административногоправонарушения.В определении о возбуждениидела об административном правонарушенииуказываются дата и место составленияопределения, должность, фамилия иинициалы лица, составившего определение,повод для возбуждения дела обадминистративном правонарушении,данные, указывающие на наличие событияадминистративного правонарушения,статья КоАП РФ либо закона субъектаРоссийской Федерации, предусматривающаяадминистративную ответственность заданное административное правонарушение.При вынесении определения о возбуждениидела об административном правонарушениифизическому лицу или законномупредставителю юридического лица, вотношении которых оно вынесено, а такжеиным участникам производства по делуоб административном правонарушенииразъясняются их права и обязанности,предусмотренные КоАП РФ, о чем делаетсязапись в определении.Административноерасследование проводится по местусовершения или выявления административногоправонарушения.

Срокпроведения административного расследованияне может превышать одного месяца смомента возбуждения дела об административномправонарушении.

В исключительных случаяхуказанный срок по письменному ходатайствудолжностного лица, в производствекоторого находится дело, может бытьпродлен вышестоящим должностным лицомна срок не более одного месяца, а поделам о нарушении таможенных правилначальником вышестоящего таможенногооргана на срок до шести месяцев.

Поокончании административного расследованиясоставляется протокол об административномправонарушении либо выноситсяпостановление о прекращении дела обадминистративном правонарушении.

3)Алиментныеобязанности членов семьи

Мужи жена являются членами одной семьи, ипо закону, несут определенные обязательства(в том числе и материального характера)друг перед другом. Суть семейных отношенийзаключается во взаимной поддержке,доверии и заботе супругов друг о друге.Зачастую, в реальности взаимоотношениясупругов складываются совершенно иначе.

В этом случае, регулирование материальныхвопросов между супругами осуществляетсяв судебном порядке. Так, в соответствиисо ст.

89СК РФ одиниз супругов вправе требовать от другогосупруга выплаты алиментов:-еслисупруг – заявитель является нетрудоспособнымнуждающимся лицом-жена в периодбеременности ив течение трех лет со дня рождения общегоребенка-нуждающийся супруг,осуществляющий уход за общимребенком-инвалидом до достиженияребенком возраста восемнадцати лет илиза общим ребенком – инвалидом с детстваI группы.Размер алиментов, выплачиваемыходним супругом другому, и порядок выплат,устанавливается решением суда, еслисторонами не достигнуто соглашение поданным вопросам. Кроме того, в некоторыхслучаях, уже после расторжения брака,бывшие муж и жена, находятся в такойситуации, когда даже полученноесвидетельствоо разводе непрекращает сразу, установившиеся завремя брака, связи супругов. Поэтому,при некоторых обстоятельствах, дажепосле окончания семейных отношений, бывшиесупруги вправе требовать друг от другавыплаты алиментов.Правом требовать выплаты алиментов отбывших супругов закон наделяет:-бывшуюжену в период беременности и в течениетрех лет со дня рождения общегоребенка-нуждающегося бывшего супруга,осуществляющего уход за общимребенком-инвалидом до достижения ребенком возраставосемнадцати лет или за общим ребенком- инвалидом с детства I группы-нетрудоспособногонуждающегося бывшего супруга, ставшегонетрудоспособным до расторжения бракаили в течение года с моментарасторжениябрака-нуждающегосясупруга, достигшего пенсионного возрастане позднее чем через пять лет с моментарасторжения брака, если супруги состоялив браке длительное время.При этом,хотя установление обязанности бывшегосупруга выплачивать алименты можетосуществляться в судебном порядке, самибывшие супруги вправе договориться,путем составления соглашения, о порядкеи размере выплаты алиментов. И толькоесли подобного соглашения им не удастсядостигнуть, вопросы о порядке выплат иразмере алиментов будут решатьсясудом.Если вопрос о размере и порядкевыплаты алиментов супругам (бывшимсупругам) решается в судебном порядке,то размер алиментов устанавливаетсясудом, исходя из материального и семейногоположения супругов (бывших супругов),и других заслуживающих внимания интересовсторон. Алиментыустанавливаются в твердой денежнойсумме, подлежащей уплате ежемесячно.Поскольку,как уже говорилось выше, семейныеотношения мужа и жены могут складыватьсяпо-разному, зачастую можно столкнутьсясо злоупотреблениями со стороны одногоиз супругов, который пытается, не имеяна то достаточных оснований, воспользоватьсяматериальными благами второго супруга. В связи с этим, Семейный кодекспредусматривает возможность освобождениявторого супруга от уплаты алиментов другомунетрудоспособному нуждающемуся супругу,или ограничить эту обязанностьопределенным сроком, как в период брака,так и после его расторжения, в случае:-еслинетрудоспособность нуждающегося впомощи супруга наступила в результатезлоупотребления спиртными напитками,наркотическими средствами или врезультате совершения им умышленногопреступления-в случае непродолжительностипребывания супругов в браке (определениесрока, который супруги должны прожитьв браке, чтобы он был признаннепродолжительным, остается на усмотрениесуда – обычно, непродолжительнымисчитаются браки до 1 года)-в случаенедостойного поведения в семье супруга,требующего выплаты алиментов (поведение,которое может быть признано недостойным,определяется судом, исходя из нормморали и нравственности, а иногдаадминистративных или уголовныхнорм).Таким образом, алиментныеобязательства могут существовать также и между супругами (бывшими супругами).Рассмотрим теперь алиментные обязательстваиных родственников, по отношению другк другу. 

Алиментныеобязательства иных членов семьи

Глава15 Семейного кодекса посвященаалиментным обязательствам членов семьи(за исключением родителей и детей) другперед другом.

Необходимо заметить, чтоперечисленные ниже алиментныеобязательства устанавливаются:-винтересах несовершеннолетних нуждающихсядетей, в случае, если они не могут получитьсодержание от своих родителей-винтересах совершеннолетних нетрудоспособныхнуждающихся в помощи лиц, если они немогут получить содержание от своихтрудоспособных совершеннолетних детей,супругов (бывших супругов) или отродителей.Таким образом, данныеалиментные обязательства возлагаютсяна родственников, с целью защиты прави материальной поддержки детей инуждающихся, совершеннолетнихграждан.Поскольку, ближайшимиродственниками, после родителей,являются братьяи сестры,законодательство устанавливает алиментныеобязательства для них.Так, в соответствии со ст. 93СК РФ,трудоспособные совершеннолетние братьяи сестры, имеющие необходимые средства,по решению суда могут быть признаныобязанными выплачивать алименты своимнесовершеннолетним/совершеннолетним,нуждающимся в помощи братьям и сестрам,с учетом положений, указанныхвыше.Аналогичнуюобязанность закон возлагает и на бабушек(дедушек),имеющих материальную возможностьподдерживать своих внуков (ст.94СК РФ).Вместе с тем, по аналогии с взаимнымиалиментными обязанностями родителей-детей,закон устанавливает обязанность внуковсодержать своих бабушек (дедушек), еслипоследние не могут получать содержаниеот своих совершеннолетних, трудоспособныхдетей или от супруга (бывшегосупруга). Поскольку,помимо родственников по крови, ввоспитании детей могут принимать участиеиные лица, фактически заменяющие ребенкуродителей,данные лица так же наделяются правом,предоставленным биологическим родителямребенка, на получение от него алиментов,после достижения последним совершеннолетия. Так, нетрудоспособныенуждающиеся лица, осуществлявшиефактическое воспитание и содержаниенесовершеннолетних детей,имеют право требовать через суд алиментыот своих трудоспособных воспитанников,достигших совершеннолетия, если они немогут получить содержание от своихсовершеннолетних трудоспособных детейили от супругов (бывших супругов). Данноеправило не распространяется на лиц,находившихся под опекой(попечительством),или на воспитании в приемных семьях,поскольку в данных случаях на содержаниедетей выплачивалось денежное содержаниегосударством.Аналогичное право наполучение алиментов от своих пасынкови падчериц предоставлено инетрудоспособным,нуждающимся в помощи, отчиму и мачехе,воспитывавшим и содержавшим своихпасынков или падчериц, при условииневозможности получения ими содержания отсвоих совершеннолетних трудоспособных детей илиот супругов (бывших супругов). Длядвух данных категорий граждан законпредусматривает ограничение, в праветребования алиментов. Так, суд вправеосвободить совершеннолетних трудоспособныхдетей (бывших воспитанников, падчериц,пасынков) от обязанности содержатьфактических воспитателей (мачеху,отчима), если последние содержали ивоспитывали их менее пяти лет, а также,если они содержали и воспитывали ихненадлежащим образом.Как и в случаес алиментными обязательствами супругов(бывших супругов), размер и порядоквыплаты алиментов всех вышеперечисленныхкатегорий граждан могут быть установленыпо соглашению сторон. В противном случае,данные вопросы разрешаются судом, исходяиз материального положения сторон и сучетом иных, заслуживающих внимания,обстоятельств. Взавершении разговора об уплате алиментовиными лицами, необходимо указать наобщие правила, в соответствии скоторыми, уплатаалиментов прекращается.Поскольку для большинства случаев,установление алиментов возможно посоглашению сторон, и только в случае,если стороны не достигли договоренности– через суд, прекращение уплаты алиментоввозможно по двум направлениям:-еслимежду сторонами было соглашение:уплата алиментов прекращается смертьюодной из сторон, истечением срокадействия этого соглашения или пооснованиям, предусмотренным этимсоглашением.-еслиалименты были установлены судом: —подостижении ребенком совершеннолетия(приобретения дееспособности досовершеннолетия)  —при усыновлении(удочерении) ребенка, на содержаниекоторого взыскивались алименты—припризнании судом восстановлениятрудоспособности или прекращениянуждаемости в помощи получателяалиментов—при вступлениинетрудоспособного нуждающегося в помощибывшего супруга – получателя алиментов,в новый брак—смертью лица, получающегоалименты, или лица, обязанного уплачиватьалименты.Подводя итог всему сказанному,можно заметить, что семейные отношениямногообразны и отличаются большимколичеством связей, а, следовательно,прав и обязательств (в том числе, иалиментных), между разными членамисемьи. 

Источник: https://StudFiles.net/preview/6223890/page:2/

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Домашний юрист