Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Земельный фонд РФ (стр. 1 из 5)

Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Введение

1. Общая характеристика земельного фонда РФ

2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ

3. Рентная оценка земельных ресурсов

4. Проблемы использования земельных ресурсов

5. Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

На современном этапе формируется многоукладная система, которая призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами.

Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ.

Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.

Однако претворение в жизнь начатой реформы еще далеко от задуманного. С годами становится все яснее, что вывод системы землепользования страны на качественно новый уровень – задача объемная, долговременная и где-то даже болезненная.

Цель данной работы – рассмотреть вопросы земельного фонда РФ.

Задачи:

– раскрыть общую характеристику земельного фонда РФ;

– рассмотреть распределение земельных ресурсов по территории РФ;

– изучить рентную оценку земельных ресурсов;

– выявить проблемы использования земельных ресурсов;

– раскрыть вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.

1. Общая характеристика земельного фонда РФ

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню.

Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли.

Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди[1].

Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн.

га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля – в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.

Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.)[2].

Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие.

В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками.

Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.

Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.

С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются.

Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества[3].

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли поселений;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.

Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка.

Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.

78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель – конкретный земельный участок.

2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ

Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр – это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

– первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;

– организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);

– постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;

– установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;

– обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:

I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:

– сельскохозяйственные угодья

– пашни

– сенокосы

– пастбища и многолетние насаждения

– земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями

– дачные участки

II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.

III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.

V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда

VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

3. Рентная оценка земельных ресурсов

Земельные ресурсы оцениваются на основе применения системы оценочных показателей, включающей показатели годовой дифференциальной ренты, окупаемости затрат и продуктивности (урожайности) земель.

Источник: https://mirznanii.com/a/12154/zemelnyy-fond-rf

Что такое земельный фонд РФ в 2019 году: общая характеристика

Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Земля – важнейший природный ресурс.

Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам.

Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.

Понятие и характеристики земельного фонда России

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Состав земельного фонда РФ

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
    • скверы,
    • улицы,
    • площади,
    • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями);
  • занятые лесами и прочие.

Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

  • при переводе земель из одной категории в другую;
  • в случае приватизации участка;
  • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
  • по иным значимым причинам.

Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

Система управления фондом

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

В первую группу входят государственные органы РФ:

  • Президент и главы субъектов;
  • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
  • Правительство и власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

Государственное управление земельным фондом в 2019 году осуществляется на нескольких уровнях:

  • федеральном (территория всего государства);
  • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
  • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

Категорирование земель и его принципы

Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

  • видам и формам собственности;
  • целевому назначению (категориям);
  • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
  • угодьям.

Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

  • поселений (населенных пунктов);
  • сельскохозяйственного назначения;
  • водного фонда;
  • энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
  • запаса;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • лесного фонда.

Использование ресурсов

Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

  • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • животноводство;
  • огородничество;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • садоводство.

Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

Выводы

Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние.

Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны.

Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.

Загрузка…

Источник: https://e-megion.ru/zhilishhnoe-pravo/zemelnyiy-uchastok/zemelnyiy-fond-rf-sostav-i-harakteristiki

Земельный фонд РФ

Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

Общая характеристика земельного фонда РФ………………………………………………….4

Распределение земельных ресурсов по территории РФ…………………………………..7

Проблемы использования земельных ресурсов……………………………………………….9

Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России………….12

Заключение…………………………………………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………………………………………….18

Общая характеристика земельного фонда РФ

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню.

Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли.

Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн.

га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля – в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.

Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.).

Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие.

В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками.

Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.

Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.

С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются.

Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли поселений;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.

Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка.

Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.

78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель – конкретный земельный участок.

Распределение земельных ресурсов по территории РФ

Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр – это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

  • первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;
  • организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);
  • постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;
  • установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;
  • обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;
  • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

        Земельный фонд страны подразделен на семь категорий, которые закрепляются в земельном кодексе (ст. 7 ЗК РФ).

         Земли сельскохозяйственного назначения – это те участки земельного фонда, которые по своим природным показателям являются пригодными для эксплуатации в сфере сельского хозяйства. Они пригодны для производства сельхозпродукции, для работы аграриев в разных ее областях.Они включают в себя:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища и многолетние насаждения;
  • земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. Зданиями;
  • дачные участки.

           Земли поселений – это те части земельного фонда, что располагаются в границах тех или иных населенных пунктов, и с точки зрения их прямого назначения подразделяются на две группы: на сельские, и на городские населенные пункты. Назначением таких земель является удовлетворение потребностей населенного пункта в его градостроительной и других сферах деятельности.

            Земли промышленного назначения – это участки земли, которые передаются физическим или юридическим лицам либо государственным структурам для того, чтобы осуществлять специальные задачи в области промышленности, транспорта, энергетики, или иных сферах хозяйства. Назначение таких земель – быть базисом для функционирования и размещения промышленных, стратегических, и иных объектов или предприятий.

           Земли лесного фонда – это пространства, покрываемые лесом, или же непосредственно предоставленные именно для ведения лесного хозяйства. Леса – это не просто сырье для производства, они служат также местом для отдыха жителей, обеспечивают населенные пункты свежим воздухом, являются энергетическим источником, и потому нуждаются в специальном режиме использования.

         Земли водного фонда – это пространства, залитые водой, занимаемые реками, болотами, ледниками, исключая гидротехнические сооружения и другие водохозяйственные объекты, и лесотундровую, тундровую зоны.

Входят сюда также и земли – берега водоемов, водоохранные зоны, земли, необходимые для обслуживания и охраны водных источников.

Целевым назначением этих земель можно считать удовлетворение бытовых, питьевых, оздоровительных и прочих нужд людей и природоохранных, водохозяйственных, рыбохозяйственных, транспортных, энергетических, промышленных и прочих потребностей.

          Особо охраняемые территории – это земли природно – заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного назначения, которые имеют статус особо охраняемых территорий, поскольку играют специфическую роль в жизни общества, и играют весьма специфическую роль. Такие пространства нужны для удовлетворения биологических, духовных, эстетических, и прочих потребностей человека.

          Земли запаса – это те участки общего земельного фонда, что не представлены в пользование или собственность юридическим и физическим лицам, либо изъятые у них на законных основаниях.

 Проблемы использования земельных ресурсов

В Российской Федерации сегодня более 43 млн. собственников земельных участков. Ежегодно осуществляется более 5 млн. новых имущественных сделок с землей. При этом отмечаются массовые нарушения земельного законодательства, ущемление не только интересов граждан, но и общества в целом.

В ряде регионов полное разрушение системы управления воспроизводством плодородия почв почти повсеместно привело к существенному ухудшению их качественного состояния. Так, за последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн.

га, в том числе пашни – на 21,5; площадь земель, подверженных водной эрозии – на 28,4; засоленных – на 12,0; содержащих солонцовые комплексы – на 13,9; заболоченных и переувлажненных – на 20,0; заросших кустарником и мелколесьем – на 10,5 млн. га. гумуса в почвах России снизилось на 20%. Принимаемые меры по повышению плодородия почв носят эпизодический характер.

Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни сократилось с 88 кг в 1990 г. до 15 кг за последние годы, а органических с 3,5 до 0,9 т/га.

По мнению ученых, низкое плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность их деградации приводят ежегодному недобору 37-45 млн. тонн продукции в расчете на зерно. Среднегодовые сборы зерновых культур в 2006-2008 г.г. составили 64,7 млн. т против 104,3 млн. т в 1999-2001 г.г.

Главными причинами сложившегося положения является бесхозяйственное отношение к земле, резкое сокращение инвестиций в химизацию, мелиорацию и противоэрозионные мероприятия, разрушение государственных земельных служб, отсутствие независимого органа охраны почв, а также нерациональное использование налогов, взимаемых государством за пользование землей.

Практически повсеместно почвы в регионах интенсивного земледелия загрязнены тяжелыми металлами, радионуклидами, пестицидами.

Отсутствие у тысяч хозяйств разных форм собственности средств на минеральные органические удобрения ускоряют истощение почв, разрушение их структуры, ухудшение всех показателей почвенного плодородия.

По заключению экспертов, за последние годы вынос питательных элементов из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Очень низким содержанием фосфора характеризуется 24,5 млн. га (21%) пашни, калия – 11,5 млн. га (10%), гумуса – 53,3 млн. га (46%).

Исконно русское органическое удобрение – навоз, ранее повсеместно бережно собираемое и рачительно применяемое, все более превращается в загрязнитель окружающей среды, хотя кормилица – почва буквально стонет от глубокого дефицита органических веществ.

Источник: http://stud24.ru/geography/zemelnyj-fond-rf/388437-1302178-page1.html

Земельный фонд и участки лесного фонда: категории, распределение, использование и управление

Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Россия – самое большое государство в мире. В стране есть практически все виды земельных ресурсов, которые известны человеку. Рынок земли в РФ еще находится в стадии формирования, а государственные запасы земельных ресурсов объединены понятием Земельного фонда.

Земельный фонд

Земельный фонд – вся территория государства, включая водные просторы в пределах зафиксированных государственных границ. В зависимости от целевого назначения российские земли подразделяются на следующие категории:

  • Сельскохозяйственные угодья.
  • Земли для поселений.
  • Промышленные, транспортные, энергетические, зоны, а также области безопасности и обороны плюс земля, обеспечивающая космическую деятельность.
  • Лесной и водный фонд.
  • Земли запаса.
  • Объекты и территории с особым режимом охраны.

В соответствии положениями гражданского кодекса лес и земельный участок признаются разными объектами в гражданском праве. Недра и земельные участки считаются недвижимостью по причине характерных природных свойств.

Вместе с этим здания и сооружения, многолетние насаждения, а также лес считаются недвижимостью в виду неразрывной связи с землей и отсутствия возможности переместить объекты без ущерба целевому назначению участка (статья 131 ГК).

Если специальные условия не предусмотрены законом, право собственности владельца также распространяется на растения и лес, которые находятся на участке (пункт 2 статья 261 ГК РФ).

Категория земельного фонда

Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства в отрасли. В этом заключается основная специфика одной из главной категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим.

В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства.

Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Распределение земельного фонда

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот.

В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства.

Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

Использование земельного фонда

Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия.

На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования.

Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.

Оправление земельным фондом страны осуществляют государственные структуры, которые подразделяются на две основных подгруппы в зависимости от уровня компетенции:

  1. Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
  2. Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.

Состояние земельного фонда

Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики.

Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.

Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.

Совет от Сравни.ру: Земля – одно из главных богатств России. Пока каждый человек, каждая компания не осознает эту истину, мы будем относиться к земле потребительски, что в итоге не принесет прибыли ни РФ, ни отдельно взятым крупным землевладельцам. Сохранять и приумножать полезные свойства земли необходимо всей страной, а проблему загрязнения почвы и отсутствия простых правил игры на рынке земли требуется решать на государственном уровне, и чем быстрее – тем лучше.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/zemelnyj-fond/

Домашний юрист